История Римской империи
Get Adobe Flash player

Римские базилики

Первоначально основной формой для христианских церквей служили римские базилики. Такая базилика составляла, например, в Иерусалиме обширное преддверие к куполообразной часовне Св. Гроба. Храм Вифлеемский представлял на задней стороне три полукружия (так называемые апсиды; см. рисунок). Константин в Антиохии построил храм, которому дал в основание площадь восьмиугольника. Сестра его, Констанция, выстроила возле Рима, по Коментанской дороге, круглый храм с куполом и с колоннадой вокруг всего здания. Все эти отклонения от основного плана базилики доказывают, что искусство старалось выработать новый стиль, сообразный, как выше сказано, со значением господствующей религии. Впрочем, до пятого столетия в архитектуре церквей появляются только видоизменения первоначального типа: различные пристройки, добавления, например вышеупомянутые апсиды, нартекс — внешний притвор для кающихся, атрий с особым входом и др. В пятом же столетии развился более определенный архитектурный стиль церквей, известный под названием византийского. В основании церквей этого стиля обычно лежит площадь, представляющая греческий, т. е. равноконечный, крест. На массивных угловых пилястрах утверждается все здание храма, над центральной частью которого свободно и легко возносится обширный купол. Боковые части храма также покрыты по лукуполами, которые гармонично сливаются с главным. Красиво расположенные внутри храма колонны поддерживают верхнюю часть здания. Совершеннейшим произведением в этом стиле считается Софийский храм, построенный в шестом столетии в Константинополе. Этот храм турки превратили в мечеть АйяСофия, пристроили к ней минареты; вместо креста поставили на купол луну, а великолепные мозаики внутри храма замазали и расписали арабесками.