История Римской империи
Get Adobe Flash player

Учение Квинтилиан

Об учении Квинтилиан рассуждает так: «Учи ребенка, лишь только заметишь в нем расположение, но принимайся исподволь, начинай с легкого, не затрудняй его чрезмерной методичностью, помогай ему, облегчай учение, а главное — внимательно изучай его наклонности и по ним располагай характер учения. Из скороспелых гениев обыкновенно не выходит ничего хорошего. Это все равно, что зерна, которые попали на самую верхушку почвы. Они и примутся скоро, и прорастут скоро, но полновесного колоса не жди: он скорее завянет, нежели даст плод. В игре лучше всего высказывается ребенок. Если играет живо, значит и способности его живы; если вяло, ребенок печально свешивает голову — мало надежды. Дурные наклонности детей надо одолевать в самом раннем возрасте, чтобы не дать им утвердиться и перейти в привычку. Но — как одолевать? Конечно, с помощью благоразумия, постоянства и кротости. Розги и вообще суровые наказания заключают в себе нечто возмутительное, рабское, ненавистное и потому — самое дурное средство воспитания. Им никогда цели не достигнешь: напротив! » Не правда ли, что если бы такими взглядами всегда были проникнуты наставники и нашего времени, то много выиграло бы от этого молодое поколение?

Плиний Старший (род. в 23 г., умер при извержении Везувия) от Клавдия до Тита занимал важные государственные должности: сначала в Германии был начальником конницы, потом управлял Испанией, наконец, командовал флотом в Мизене. И несмотря на множество служебных дел, он с любовью занимался изучением природы.